sergey_alekseev (sergey_alekseev) wrote,
sergey_alekseev
sergey_alekseev

Categories:

Альтернативы вырубке Химкинского леса

Альтернативы вырубке леса

Против чего мы выступаем безоговорочно – так это против «продавливания» того или иного решения с использованием тактики подлогов, лжи и принуждения. К сожалению, администрация г. Химки пошла именно по этому пути. В СМИ и на сайте www.ecmo.ru описаны безобразия, которые творились в городе после поручения Президента РФ провести повторные общественные обсуждения проекта (см. также стр. 4). Очевидно, что нынешние власти Химок, Министерство транспорта РФ и Росавтодор не в состоянии встать «над схваткой». Необходимы действительно честные и независимые слушания под руководством нейтрального и незаинтересованного органа.
Есть ли возможность сохранить лес, не нанести ущерба vжителям и решить транспортную проблему? Ознакомьтесь с 5 известными вариантами прокладки магистрали.




Три варианта, рассмотренные проектировщиками в 2004 г. Изначально существовало 3 варианта прокладки автомагистрали Москва СанктПетербург. Один из них (№ 3) был выбран для реализации. Все три варианта на протяжении первых 34 км идут одинаково: в Москве вдоль Октябрьской железной дороги (Северная рокада), в Химках, начиная от Бусиновской развязки, поворачивают к северу, охватывая кольцом зону высотной застройки мкр Левобережный. При этом трасса проходит по узкой лесополосе, отделяющей жилые дома от полигона ТБО дымящей свалки мусора высотой с 20-этажный дом. Уничтожаются и остатки усадьбы купца Мамонтова вместе с кладбищем, где он похоронен. После пересечения с Каналом им. Москвы в районе пос. Старбеево трасса проходит практически вплотную к нескольким жилым домам, а затем входит в Химкинский лес рядом с родником Святого Георгия. При этом она пересекает территорию планируемой особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Дубовая роща» что приведет к гибели последней. Три варианта разделяются на краю Химкинского лесопарка, напротив промзоны завода «Факел».


Вариант № 1 сворачивает южнее, ближе к промзоне «Факела». Трасса огибает промзону по краю Химкинского леса и затем уходит по краю леса и другим промзонам к Октябрьской железной дороге и существующему Ленинградскому шоссе в районе пересечения с Международным шоссе. Дальше дорога идет совместно с Ленинградским шоссе, а затем выходит с отдельный коридор в 12 км севернее. Может потребоваться снос порядка 30 одноэтажных сельских домов рядом с Ленинградским шоссе. Зажатые между железной дорогой и Ленинградским шоссе строения вряд ли являются наилучшим местом для жизни, и при условии справедливой компенсации необходимость их сноса нельзя считать серьезным недостатком.

Стоимость строительства по варианту № 1 127 млрд рублей в ценах 2004 г.
Оценка безопасности для природы (WWF) 4 по 10-балльной шкале.


Вариант № 2 после прохождения по Химкинскому лесу мимо пос. Вашутино магистраль идет практически по прямой, «отрезая» около 10% лесного массива. Выходит к Международному шоссе и далее следует по Молжаниновскому району Москвы. Данный фрагмент внесен в Генплан Москвы под названием проектируемого проезда. Он огибает гольф-поля и планируемую ООПТ и выходит в отдельный коридор вдоль Ленинградского шоссе. Дорога получается сравнительно прямой, что положительно оценивается транспортными экспертами. Возможен снос нескольких садовых участков, что легко компенсировать владельцам, поскольку

стоимость строительства по этому варианту минимальна - 17,5 млрд рублей в ценах 2004 г.
Оценка безопасности для природы (WWF) 3 по 10-балльной шкале.



Вариант № 3 принятый на сегодня. Напротив промзоны «Факела» магистраль сворачивает круто к северу, практически повторяя контуры традиционной лыжни в лесу, следует по лесопарку практически до аэропорта Шереметьево. Помимо планируемой ООПТ «Дубовая роща» разрушаются еще две: «Мезотрофное болото» (основное место обитания диких животных) и «Пойма реки Клязьмы». По приближении к аэропорту дорога возвращается в тот же коридор вдоль Ленинградского шоссе, что и в вариантах № 1 и 2. Длина получившейся «петли» — несколько километров, и строительство дороже, чем по предыдущему варианту,

21 млрд рублей в ценах 2004 г. При этом лесные земли оценивались по символической стоимости. Оценка реального ущерба лесному хозяйству не производилась, иначе стоимость была бы наивысшей из трех вариантов. Кроме того, происходит снижение запланированной скорости движения на 30 км/ч.

Оценка безопасности для природы (WWF) 1 по 10-балльной шкале.



ВСЕ три варианта имеют ряд общих недостатков: серьезно ухудшают экологическую обстановку в мкр Левобережный, так как вместо лесополосы, отделяющей дома от полигона ТБО, появится еще один источник загрязнения автотрасса; разрушают как минимум одну из планируемых ООПТ Химкинского леса дубовую рощу с родником Святого Георгия; во всех трех вариантах дорога выходит на Бусиновскую развязку с МКАД. Пока не построено продолжение дороги в рамках Северной рокады в Москве, это пересечение будет представлять собой Т-образный перекресток, в который неизбежно «упрутся» машины, учитывая перегруженность МКАД (см. мнение эксперта Блинкина). Плюс к этим недостаткам утвержденный вариант № 3 обладает еще следующими: абсолютно губителен для экосистемы Химкинского лесопарка; обладает наихудшими транспортными характеристиками максимальная длина, скорость падает на 30 км/ч; наиболее «удобен» для захвата земель вдоль трассы под «объекты инфраструктуры», что приведет к полной гибели леса и сделает невозможным скоростное движение.



Предложения: отказаться от варианта № 3. Если для реализации будут выбраны варианты № 1 или 2, то их настоятельно рекомендуется доработать: выполнить участок, пересекающий ООПТ «Дубовая роща», тоннелем (ориентировочная длина от 300 до 600 м). максимально удалить участок дороги, проходящий мимо мкр Левобережный, от жилых домов в сторону полигона ТБО (с частичной рекультивацией последнего); минимизировать ущерб лесопарковым землям за счет использования промзон.



Альтернативные варианты, предлагаемые общественностью и независимыми экспертами Все варианты, рассматривавшиеся в 2004 г., имеют множество недостатков, общественностью и независимыми экспертами были предложены дополнительные альтернативы:



Вариант А1 прокладка через Химки вдоль Октябрьской железной дороги Базируется на планах продолжения новой трассы Москва Санкт-Петербург на территории Москвы (участок 015 км), в рамках Северной рокады. В Москве для прокладки трассы планируется использовать зону отчуждения вдоль Октябрьской железной дороги. Это позволяет прокладывать дорогу практически по прямой в условиях плотной городской застройки, не прибегая к вырубке зеленых зон и переселению жителей. Поскольку новая трасса на территории области является, по сути, продолжением Северной рокады, непонятно, почему аналогичный вариант на территории Химок не был изначально рассмотрен проектировщиками. Согласно данному варианту, трасса после пересечения с МКАД не отклоняется к северу (как предусмотрено вариантами № 13), но продолжает следовать по прямой в коридоре Октябрьской железной дороги. После пересечения Канала им. Москвы магистраль будет последовательно пересекать: • небольшую промзону на правом берегу Канала; • территорию рынка и торговой площади; • существующий автомобильный мост через Октябрьскую железную дорогу. На этом отрезке происходит сближение трассы с жилыми домами на участке длиной не более 1 км. При этом нет необходимости сноса жилых домов. Далее трасса оказывается в сплошной протяженной промзоне, практически до самого выхода за пределы Химок. На выходе за пределы Химок (в районе Международного шоссе) трасса по этому варианту может быть дальше проложена: вдоль железной дороги; аналогично варианту № 1, сначала вдоль магистрали М10, потом в отдельном коридоре; аналогично варианту № 2, через Молжаниново. Длина трассы в этом случае будет на несколько километров меньше, чем по варианту № 3, и вряд ли ее она окажется дороже, даже с учетом более сложных технических решений.

Оценка безопасности для природы (WWF) 8 по 10-балльной шкале.




У варианта есть много достоинств: незначительный ущерб для природы; хорошие технические характеристики максимально прямая форма, невозможность «обстройки» объектами инфраструктуры; умеренное влияние на жителей, поскольку участок сближения с жилыми домами невелик (около 1 км) и в отличие от вариантов № 13 рядом нет дополнительного источника загрязнений, соразмерного с полигоном ТБО.

К недостаткам можно отнести: как и по вариантам № 13, эффективность участка будет определяться тем, удастся ли в ближайшем будущем построить Северную рокаду по территории Москвы; имеющееся (хотя и ограниченное) сближение с жилыми кварталами; на Левом берегу трасса задевает край зеленой зоны рядом с железной дорогой

Предложения: В случае строительства дороги по этому варианту проложить тоннель на участке сближения с зонами жилой застройки (в пределах 1 км) в Старых Химках.



Вариант А2 Расширение существующего Ленинградского шоссе Предложен научным руководителем НИИ транспорта и дорожного хозяйства М. Блинкиным. Базируется на идее расширения существующего Ленинградского шоссе (М10) на участке, проходящем через Химки. Аналогичное расширение уже выполнено в Москве в рамках проекта «Большая Ленинградка». На территории Москвы (включая мост через Канал) пропускная способность шоссе увеличена до 7-8 полос в одном направлении. В Химках же ширина шоссе всего 3-4 полосы. Основное препятствие для его расширения многочисленные торговые центры и их парковочные площадки. Они на сомнительных основаниях размещены на землях, изначально зарезервированных для расширения Ленинградки. Отчуждение их части не привело бы к столь негативным последствиям, как строительство трассы через лесопарк. В случае прокладки трассы эстакадой возможность использования земель под трассой в качестве парковок будет сохранена. Сноса жилых домов в Химках при реализации такого варианта не потребуется. После выхода из города в районе пересечения с Международным шоссе новая трасса может продолжить следование вдоль существующей дороги либо свернуть в Молжаниново (аналогично варианту № 2). Длина трассы здесь существенно меньше, чем по варианту № 3, а значит, вряд ли ее стоимость окажется больше. Оценить компенсацию ущерба для торговых центров затруднительно, но надо учитывать, что большинство таких зданий являются быстровозводимыми, уже отслужившими порядка 10-15 лет значительную часть расчетного срока службы.

Оценка безопасности для природы (WWF) 10 по 10балльной шкале.

Достоинства варианта: поскольку Ленинградское шоссе на территории Москвы уже расширено, эффективность нового участка не зависит от строительства Северной рокады; ущерб для природной среды практически отсутствует; трасса прямая, что позволяет выдерживать необходимые скоростные характеристики; не нужно сносить жилые дома.

Недостатки варианта: относительная сложность строительства (хотя она не выше, чем для уже выполненного расширения Ленинградского шоссе на территории Москвы); необходимость урегулирования разногласий с владельцами торговых центров; транспортный поток проходит в относительной близости от жилых домов, хотя расширение дороги в сторону торговых центров приведет к его удалению от жилой зоны. Кроме того, ликвидация пробок в месте перехода «широкого шоссе» из Москвы в «узкое шоссе» в области, неизбежных при реализации любого другого варианта, компенсирует вредное влияние магистрали.

Предложения: Вариант представляется подходящим для реализации. Идеально его использование в сочетании с организацией альтернативного общественного экологически чистого транспорта (метро, трамвай, монорельс) от Москвы до Химок.


Электронный вариант в pdf http://ecmo.ru/data/doc/doc09-01/himki_3_typo.pdf
Tags: Химки, Химкинский лес, экологи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments